Пандемия коронавируса нанесла серьезный урон мировой экономике, а режим локдауна, при котором людям предписано не выходить из дома, за исключением крайней необходимости, оказался очень тяжелым для некоторых компаний.
Сегодня мы решили пообщаться с директором известной киевской архитектурной мастерской Архе Виста, Артемом Прощенко.
В этом интервью Артем расскажет, как он организовывал свою работу на время карантина и поделился своими прогнозами в архитектурной сфере в целом.
Инт. Все мы безгранично рады окончанию карантина, но риск его повторного назначения стабильно высок. Расскажите, как такой период повлиял на вашу работу, жизнь?
А. Карантин принес много перемен и помог переосмыслить многое. В рабочих процессах мы поэкспериментировали, постаравшись настроить удалённую работу. Но в итоге, наши специалисты сами пришли к тому, что нахождение в офисе и работа в команде – существенно упрощает и ускоряет рабочие процессы. Как не крути, но работа у нас достаточно творческая и, всё-таки, живое общение помогает в решение многих задач.
Инт. В общем вы не отказались от офиса, как большинство и вернулись за свои рабочие места.
А. Да. С огромным удовольствием.
Инт. А как дела обстоят с работой, были новые интересные проекты?
А. Работы меньше не стало, стало сложнее выполнять и решать многие рабочие вопросы. Как ты и говоришь, многие компании ушли на «удалёнку». Наши заказчики не исключение. Но, к сожалению, мало кто позаботился чтобы организовать работу на той самой «удалёнке». Существенно усложнилась коммуникация, иногда ответов на простые вопросы приходится ждать по нескольку недель. Но, надеюсь, это уже в прошлом люди возвращаются в офисы работа продолжается.
Инт. А как с проектами. Было что-то новое, интересное, необычное?
А. Из последних наших больших проектов, наверное, можно выделить:
-
Реставрация здания КМДА, Крещатик 36
2. Реставрация здания «Національного академічний драматичний театр ім. Івана Франка»
3. Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского
Не скажу, что это было что-то совсем необычное, но как по мне, достаточно значимое как для нас, так и для города.
Проекты, к сожалению, пока только на бумаге, карантин и здесь несколько навредил, но надеюсь финансирование возобновится и проекты будут реализованы в ближайшее время.
Инт. Вы сейчас работаете только над проектами, финансируемыми государством или среди ваших клиентов есть и частные инвесторы.
А. Конечно есть. Просто если говорить об объектах, связанных с реставрацией, то частные заказчики не очень охотно связываются со зданиями, которые имеют статус памятника. Это связано с существенным отличием от нового строительства как законодательной базы, так и самого процесса, и технологии строительства. Что в свою очередь очень удорожает стоимость реализации такого проекта. Однако у нас сейчас в работе проект реставрации так называемого «Дом со змеями и каштанами», который как раз реализовываются за деньги частного инвесторов.
Инт. Кто заказчик такого проекта?
А. По условиям договора я не могу раскрывать вам, как третьему лицу информацию, связанную с проектом. Это стандартное условие. Но в данном проекте это небольшой секрет и уже ранее многое было написано о этом объекте. Кому будет интересно найдет в интернете интересующую информацию.
Инт. Я так понимаю сейчас вы работаете только с памятниками?
А. Не скрою, проекты реставрации для меня и нашей команды очень интересны, но мы работаем и над новым строительством, а также сотрудничаем с компаниями, которые строят и крупные производственные объекты. Как раз сейчас несколько таких проектов уже на финальной стадии реализации.
Инт. Вы упомянули о проектах на бумаге. Не могу не спросить, болезненная тема для любого автора. Много у вас таких проектов, которые остаются только «на бумаге»?
А. Вы правильно говорите, кому интересно работать «на корзину». Выполнение проекта достаточно сложный и продолжительный процесс. Деньги деньгами, не без этого, но всегда хочется видеть результат своей работы – реализованный проект. В каждом проекте множество технических решений и нюансов каждый из которого требует особенных знаний и навыков. И конечно, всегда хочется видеть, как реализовывается задуманное.
Инт. Есть особенно интересные, любимые?
А. Конечно есть. Один из них, думаю, вы об этом слышали, было много сказано о этом проекте. Проект Харьковского «Каскада». Нашей командой была разработана прекрасная концепция, и это не только моё мнение, как автора. Решение публиковалось в СМИ, и получило большое количество положительных отзывов.
Однако проект Arche Vista так и остался на бумаге, искренне жаль. В реализацию было взято другое проектное решение, которое в последствии стало объектом обсуждений и скандалов.
Были и другие по той или иной причине не реализованные проекты.
Инт. Какая по вашему мнению причина?
А. Чаще всего причина одна. Это экономическая ситуация в стране и мире. Если мы проанализируем биографию таких проектов, то самые интересные из них как раз и были «брошены» в 2009, 2015 гг. Про те, что выпали на 2020 год говорить пока рано, думаю это только пауза и проекты всё-таки будут реализованы.
Например, в 2015 году была остановлена работа над интересным проектом гостиничного комплекса в Киевской области.
В 2009 году было остановлено строительство, по сути, так и не начавшись одного из моих самых любимых проектов, над которым мы работали совместно с заслуженным архитектором Украины Юдиным Виталием — культурно-образовательный центр «Замок Чагари» в Тернопольской области. Причем этот проект интересный не только по своей архитектуре и техническим решениям — это прекрасная задумка инвестора для развития родного края и очень жаль, что она так и осталась на бумаге.
Инт. По-прежнему риск назначения очередного локдауна очень высок. Как планируете действовать далее? Не боитесь пагубных последствий?
А: Мы сейчас сфокусированы на том, чтобы сделать все запланированное. И следим, как события развиваются дальше. Будем действовать по ситуации.
В этом случае, вынуждено снова переведем на удалёнку всех, кого возможно. Части сотрудникам поможем оборудовать рабочие места дома. Однако, я рад, что моя команда придерживается идеи работы в офисе с соблюдением всех карантинных мер. Так все процессы движутся быстрее и качественнее.
На основе опыта работы наших партнёров со своими клиентами можно вывести определённую формулу успешного ведения бизнеса в настоящее время — гибкость и креативность, помноженные на быструю адаптацию к работе в новых условиях.
В целом, первые несколько месяцев карантина я пересматривал стратегию ведения бизнеса. Надеялся, что эта ситуация временная. Но оказалось, что так, как раньше, уже не будет, всё кардинально изменилось.
Мы рады, что мы работаем и развиваемся, несмотря на все условия. И конечно же берем в работу новые проекты, ведь рано или поздно о карантине перестанут говорить, а архитектура – это вечное.», — говорит Артем Прощенко.